Ctrl + ↑ Пазней

Новая рубрика

Недавно узнал о человеке, который «взялся переделывать графический дизайн всего вокруг себя». Странная инициатива. Да и сам автор, Владимир, предстаёт очень странным персонажем по мере того, как читаешь блог проекта.

Но. Надо отдать должное, Владимир местами находит такие объекты, которые интересно было бы в качестве разминки переделать любому. Плюс я ведь тоже персонаж довольно противоречивый. Подумал, почему бы не присоединиться.

Итак. Представляю вам новую рубрику «Владимир набросил». В ней буду выкладывать свои варианты понравившихся исходных объектов, переделанных им.

В первом выпуске встречайте нашумевшую переделку рекламы Подиум-школы Студии Нагорного.
Второй выпуск — переделка стенда о платной парковке.

Критика

Никогда не думали, почему так сложно воспринимать критику? Не отзывы «случайных» людей, а именно критику «понимающих». Зачем нужно специально вырабатывать в себе устойчивость к мнению экспертов в твоей же области? Почему нужна специальная тренировка, чтобы адекватно эту помощь принимать?

Считаю, как минимум одна из причин — взаимоотношения с критикой самих критикующих. Тут показателен недавний пример с отзывами Евгения Арутюнова и Сергея Сурганова (двух несомненных экспертов в дизайне) на дипломную работу Айдара Шакирова:

Ответ Евгения Арутюнова (полностью читайте в его блоге

Как видим, оба эксперта к жизнеспособности текущей версии критикуемого объекта отнеслись одинаково скептически. Но на этом сходства закончились. Евгений остался в контексте обсуждения объекта, а Сергей (можно подумать, потому что Айдар выпускник Школы стажёров), к сожалению, сразу перешёл на обсуждение самого автора.

Однако тут показателен не переход на личность, а эта часто встречающаяся убеждённость, что просьба о критике — это приглашение похвалить или поругать. «Дайте отзыв» почему-то для многих звучит как «выскажите приговор». И критик, как Сергей в этом случае, зачастую берет на себя роль судьи или учителя. А должно быть по-другому.

Достойная роль для критика

Вспомним сравнение, которое Людвиг Быстроновский часто использует в своих лекциях: дизайн — это производство «мутаций» объекта для того, чтобы он смог преодолеть естественный отбор. Если исходить из этого, то критика — помощь в этом преодолении. Предложение «мутации» взамен, или модификация исходной могут поспособствовать «выживанию». Так поступил Евгений, предложив изменить критикуемый объект, и, тем самым, помог с «выживаемостью».

Выписывание приговора — это не помощь в выживании, это и есть отбор. Причём как раз не естественный, а очень даже искусственный. Критик вроде как выступает от имени эволюции, хотя сам для неё такой же производитель «мутаций», как и критикуемый. И в таком положении его осудительно-оправдательный тон выглядит нелепо.

Если бы все критики почувствовали своё участие в производстве «мутаций» критикуемого объекта и сменили бы риторику приговоров на советы о том, как эти «мутации» производить, то учиться воспринимать критику было бы незачем. Критика сама собой воспринималась бы только как помощь, а в фокусе всегда был именно объект.

Дизайнерские гипотезы и практика

Переписывал начало поста несколько раз. Никак не мог найти точные формулировки для теоретической части. Пока наконец не понял — всё, что хочу написать, уже сказал Людвиг Быстроновский в своих лекциях «Дизайн+1». Причём чётче, полнее и лучше, чем мог бы я. Не будем повторяться. Кто ещё не видел, рекомендую:

Мысли, которые хотел бы выделить:

  1. Задача всегда изменяется по ходу, ты рисуешь только модель и ничего, кроме модели. Поэтому сама картинка ничего не значит.
  2. Если тебе кажется, решение подходит, и все вокруг с этим согласны, это не означает, что это правда. Единственный способ проверить — столкнуть гипотезу с реальностью.
  3. Нужно быть «быстрым молодцом»: нарисовал сайт (сделал модель) — воплоти — пойми, что не так — измени. Процесс непрерывный.

Пример из практики
Тем, что помогло запомнить навсегда сказанное Людвигом, вместо конспекта у меня случай из жизни. Проект, в котором моя «дизайнерская» гипотеза и раздутое эго столкнулись с реальностью.

Ко мне обратились психологи за помощью в редизайне сайта, который не привлекал новых клиентов. Случай был интересный. Три девушки из трёх разных городов. Специализируются и на одинаковых, и на разных случаях одновременно. Образуют своеобразный клуб психологической помощи. Задача состояла в том, чтобы одновременно и сохранить ощущение общности, и выделить каждую из них.

Понимание задачи, которое написал для девушек

Картинка всем понравилась. Появилась иллюзия, что задача решена. Но тут как раз пошли столкновения с реальностью (вспомним первый и второй тезис из лекции Людвига): 1) выяснили, что-то забыли по содержанию; 2) изменились жизненные обстоятельства участниц, они перестали быть «девушками из трёх разных городов», и, по правде, надо было уже тогда менять всю концепцию 3) наконец, узнал, что я не так хорош, чтобы сверстать некоторые моменты (а взялся верстать сам). В итоге свет увидела совсем другая картинка. Хотя, и ей, можно сказать, были довольны.

Дальше главное разочарование: новые клиенты так через сайт и не появились, несмотря на новый дизайн. :( То ли нельзя в рамках одного сайта одновременно и объединить всех, и выделить каждого? То ли проблема не в формате, а в форме? То ли для убеждения клиентов недостаточно смысловых блоков? — Появилась куча вопросов, которые намекали на то, что ошибкой была вообще изначальная гипотеза.

Настал момент истины. Оказалось, не подхожу на роль «быстрого молодца» (третий тезис): не смог придумать, какие изменения надо сделать, чтобы быстро и без потерь исправить ситуацию на живом сайте. Стыдно, но за меня это сделали другие люди.

Да, итоговым решением было — слегка попрать эстетику. Неожиданно. Но клиенты пошли Решить задачу девушкам наконец удалось. Ура!

P.S.: Ни Марина, ни Анастасия никак не причастны к тому, что их проект стал для меня школой дизайнерских ошибок. Они замечательные. Если вы или знакомые-близкие нуждаются в психологической помощи, рекомендую: psyclub.by

UPD: 16 июля дизайн сайта полностью поменяли. Пример уже не актуален, получается :)

Ctrl + ↓ Раней